Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
г. Тверь, ул. Советская, д. 11

‎+7 (4822) 32-25-95
tveradm.png

В конце XIII - первой трети XIV века Тверь была крупнейшим центром национально-освободительной борьбы русского народа против ордынского ига. Антиордынская политика тверских князей способствовала росту политического авторитета Твери. Жители Твери одними из первых поднялись на вооруженную борьбу против Орды: в 1317 году они разбили войско татарского военачальника Кавгадыя и московского князя Юрия в битве у д. Бартенево.

В 1323-1325 гг. сооружена каменная церковь Федора в устье Тьмаки. В 1320 княжна Анна женила своего старшего сына Дмитрия на Марии Гедиминовне, дочери великого князя литовского. С этого времени установились связи Твери с Литвой, которые не прекращались вплоть до 1485 года.

В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. С помощью московского князя Ивана Калиты оно было жестоко подавлено, Тверь разорена. Этот разгром явился началом упадка политического влияния Твери.

В Твери созданы выдающиеся произведения древне - русской литературы: "Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском" игумена Александра, "Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу" инока Фомы, "Повесть о Михаиле Александровиче" и другие.

В Твери сложилась своя оригинальная художественная школа: развивались зодчество, иконописание, переписка книг ("Хроника Георгия Амартола"), ювелирное и декоративно - прикладное искусство (Рогатина Бориса Александровича), в Твери чеканилась своя монета. Тверские купцы торговали в Смоленске, Киеве, Витебске, Дорогобуже, Вязьме, Полоцке, Вильне и др. На территории Затьмацкого посада находился татарский гостиный двор. Высокого уровня развития достигло тверское ремесло, особенно обработка металлов (в 14 веке замки тверской работы продавались в Чехии).

В XIV веке в обстановке непрекращающейся борьбы с Москвой тверские князья продолжали укреплять город, в 1372 году вырыт ров и насыпан вал от Волги до Тьмаки (в 1375 г. московский князь Дмитрий Иванович с большим войском не смог взять Тверь.) Большие строительные работы велись в Твери в 1387, 1395, 1413 и 1446-47 гг. (как правило, они были связаны с обострением политической обстановки и угрозой со стороны Москвы). По предположению историка В. С. Борзаковского, в XV веке была сооружена каменная Владимирская башня Тверского кремля; советский историк архитектуры Н. Н. Воронин считал, что в XV веке Тверской кремль имел деревянные стены и каменные башни. Но в целом город был застроен деревянными зданиями и часто страдал от пожаров: в 1318 году сгорело полгорода, в 1405 - 100 дворов, в 1413 году выгорели кремль, княжеский дворец и 20 церквей, в 1420 году - 120 дворов.

По гипотезе Э. А. Рикмана, в начале XV века Тверь занимала ту же территорию, что в XIII веке. К началу XV века относятся известия о литье колоколов в Твери, к 1408 году - о литье пушек (в середине XV века в Твери работал знаменитый пушечный мастер М. Кречетников).

Выступая с конца XIII века активным противником Орды, Тверь вплоть до 2-й половины XV века подвергалась неоднократным ударам монголо-татар и Москвы. В этой борьбе Тверь постепенно утрачивала первенствующее положение среди других княжеств в Северо-Восточной Руси. Роль объединителя русских земель закрепилась за Москвой. Напряженная борьба подрывала силы Твери, однако и в XIV-XV веках она оставалась крупным торгово-ремесленным и культурным центром, одним из наиболее развитых русских городов.

Никитин Афанасий Никитович (? - 1475), тверской купец, путешественник, писатель. В 1468-1475 гг. совершил поездку в страны Востока (датировка путешествия дается по Л.С. Семенову). В 1471-1474 гг. находился в Индии. Составил описание путешествия, известно под названием "Хождение за три моря".

Путешествие начато весной в 1468 году из Твери, носило торговый характер, было поддержано епископом Геннадием, воеводой Б.З. Бороздиным. Никитин с товарищами получил проезжую грамоту тверского великого князя Михаила Борисовича. В Новгороде они присоединились к каравану судов ширванского посла, возвращавшегося из Москвы в Ширван (северный Азербайджан). В устье Волги были ограблены астраханским ханом. Морем достигли Дербента. Никитин, не получив помощи от ширванского шаха, ушел в Баку, где принял решение двинуться на Юг, в Индию, переплыл Каспийское море, почти год шел через Иран к Персидскому заливу. Из Ормуза направился вдоль северных берегов Аравийского моря, делал остановки в Москате, Калахоте и Комбае, в западной Индии (Гуджерат). Из Комбая поплыл на Юг вдоль индийского побережья и в мае 1471 высадился в г.Чауле на западном берегу полуострова Индостан (к Югу от современного Бомбея). Все плавание от Ормуза заняло 6 недель. Из Чаула двинулся на Восток вглубь полуострова. Объездил часть Индии между реками Кистна и Годавери, посетил много городов. Жил в Бидаре - столице мусульманского государства Бахманидов в западном Декане. Совершил поездки в расположение алмазных копий, Райчур, Кулур, Голконду и Парват - одну из святынь индусов. Заключил выгодную торговую сделку. Записывал сведения об увиденном и услышанном, сблизился с индусами, вел споры о жизни и вере, подвергался принуждению остаться в Индии.

Весной 1473 направился на Запад к морю. В начале 1474 пришел в порт Дабул (Дабхол), где "устремился мыслию на Русь пойти". Пробыл в Индии около 3 лет. Никитин морским путем в январе 1474 года направился в Ормуз, больше месяца находился в открытом море. Сильная буря прибила корабль к африканскому берегу Аденского залива (Сомали), где Никитин был снова ограблен, но отпущен. Добрался морем через Москат до Ормуза. Отсюда двинулся на Север по объятому войной Ирану и в октябре 1474 года прибыл в Трапезунд, на южный берег Черного моря. Турецкими властями был арестован, т.к. пришел из враждебного Ирана (Персия) и лишен остатков имущества. С трудом пересек Черное море, достигнув берегов Крыма у Балаклавы, и 5 ноября 1474 высадился в Кафе-Феодосии, генуэзской колонии, где жили русские купцы.

Зиму 1474-1475 гг. провел в Кафе, завершая записки. Весной 1475 г. с московскими купцами направился в Тверь днепровским путем, но не дойдя Смоленска умер. В том же году спутники Никитина привезли его "тетради" в Москву, передали их великокняжескому дьяку В.Мамыреву, ближайшему советнику Ивана III, и были включены в Летописный свод 80-х гг. XV века. Записки Никитина обнаружил Н.И.Карамзин в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи. В начале текста Никитин называет свое имя и дает название путешествию: "Написал я грешное свое хожение за три моря": Каспийское, Индийское и Черное. Под этим названием фрагменты записок Никитина впервые были опубликованы в 1817 Карамзиным и стали известны в науке. Найдено 7 списков "Хожения" конца XV-XVII вв., которые хранятся в РГБ, РГАДА, РНБ.

Существует более 100 русских и зарубежных публикаций о Никитине. Текст "Хожения" издавался 10 раз, 6 раз переводился на иностранные языки. Записки содержат три группы сведений об Индии: о торговле и географии, по военному делу и политике, о быте и религии: длина путей между городами, состав войска и вооружение, война Бахманидов с империей Виджаянагар, ярмарки, предметы торговли, цены на товары и способы их добывания (мускуса и др.), морские порты из Индии в другие страны Востока (Китай и др.), заметки о климате Ирана, Аравии, Закавказья, Индии, Палестины. Никитин вспоминает Русь, сравнивая ее с другими странами, отдает Родине предпочтение, размышляет о ее судьбе: "Русская земля да будет богом хранима; боже, сохрани! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли не справедливы. Да будет Русская земля благоустроена, ибо справедливости мало в ней".

Записки Никитина - законченное литературное произведение, основанное на собственных наблюдениях. Его главное достоинство - художественная простота языка и достоверность. "Хожение" - первое на европейском языке объективное описание Индии XV в. Никитин был литературно одарен, наблюдателен, образован (в путь взял книги), отличался редкой для его времени веротерпимостью. В разных религиях видел то общее, что объединяет народы. Знал тюркский и персидский языки, объяснялся с индусами на местных наречиях.

Путешествие Никитина - одно из свидетельств высокой культуры, образованности, международных связей и предприимчивости купечества древней Твери. Исследователи (Р.Хенниг и др.) отмечают, что Никитин был среди европейцев единственным купцом, который по собственному почину описал свои странствия. Н.И.Карамзин поставил Никитина в один ряд с его великими современниками - землепроходцами: "Индийцы слышали о ней (т.е. о России) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры".

Индийский писатель и кинорежиссер Ходжа Ахмад Аббас в 1960 посетил Тверь, собирал материал для фильма о Никитине. Он выразил мнение индийской общественности: "Ваш соотечественник был коммерсант, он открывал дорогу дружбы, он писал как сын великого народа о другом великом народе. Никитин относился к народу Индии не только с интересом, но и с уважением. Этим проникнута книга ...".

В краеведческом музее Бидара собран материал о Никитине - гуманисте и путешественнике Эпохи Великих географических открытий. В июне 1955 в Калинине (Тверь) на Первомайской набережной (ныне набережная Афанасия Никитина) открыт памятник Никитину. (скульпторы С.М. Орлов и А.П. Завалов, архитектор Г.А. Захаров). На постаменте серого гранита (высота 4 м) статуя из бронзы (высота 4,06м). Памятник установлен на круглой площадке в виде ладьи, носовая часть которой украшена головой коня. На открытии памятника присутствовал общественный деятель и посол Индии в Москве - К.П.Ш. Менон, который сказал: "Никитин был одним из величайших путешественников, одним из открывателей новых земель ... В этот период Индия не была известна Европе". Ежегодно в Твери проводится регата "Афанасий Никитин".