Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
г. Тверь, ул. Советская, д. 11

‎+7 (4822) 32-25-95
tveradm.png
  • Символом города с давних пор считается герб. Это - утвержденный верховной властью знак, выражающий в строгой графической форме историю, географию и хозяйственную жизнь города. Основой герба является щит, в поле которого помещаются геральдические рисунки животных, растений, оружия. Возникли гербы в Западной Европе. В России гербы городов известны с XVIII века, хотя издревле на Руси существовали эмблемы территорий, царств и княжеств, названия которых входили в громкий титул русского государя.

  • Русская геральдика в основании своем имеет начало религиозное. На древних печатях изображались лики Святых, Вседержителя и Богоматери. Печати были личными. При новом князе их рисунки менялись. Тверской князь Михаил Ярославич (1304-1318) пользовался печатями с образом Архангела Михаила с державой в левой руке и крестом в правой. На печатях Великих Тверских князей Дмитрия Михайловича (1322-1325) и Александра Михайловича (1326-1327) появляются очертания Святых Воинов, держащих в руках копье и щит, реже меч.

  • Святой Воин символизировал самого князя - первого воителя и защитника своей земли. Копье служило знаком власти, ибо оно считалось самым благородным оружием воина. В конце XIV века в Тверскую эмблематику приходит изображение шагающего зверя, напоминающего льва. Его можно видеть на печати Великого Тверского князя Михаила Александровича (1370-1399). Лев был древней владимирской эмблемой, и пользование этим знаком означало претензию на титул Великого князя.

  • В XIII - начале XIV веков печати чаще всего были серебряными, согласно византийской традиции. Позднее, в XIV - XV веках, они оттискивались на красном воске и подвешивались к документам на цветных шнурках. Известно упоминание о первой русской золотой привесной печати неизвестного тверского князя XIV века. В XV веке тверская эмблематика стала ощущать на себе литовское влияние. На смену Святому Воину, владимирскому льву, приходит изображение всадника. На печати Великого Тверского князя Бориса Александровича (1425-1461), на договоре 1448 года с Василием II Васильевичем Московским, виден всадник без нимба с мечом в правой руке.

  • Аналогичное изображение встречается и на тверских монетах этого периода. Рисунок отвечал требованиям византийского канона, по которому именно правая рука воина, вооруженная мечом, должна быть на виду как символ силы и победы. На печати Михаила Борисовича Тверского (1462-1485) впервые на Руси появилось изображение всадника, поражающего змея. Московской эмблематике этот сюжет был известен еще со времен Дмитрия Донского, но пальма первенства "печатного" варианта знаменитого сюжета принадлежит Твери. Вот описание этой печати: "всадник в развевающемся плаще с мечом в руке на коне. Под копытами коня крылатый змей". Особое место в Тверской геральдике занимает изображение двуглавого орла на монетах князя Михаила Борисовича. Тверской рисунок старше московского почти на двадцать лет, ибо "орел" как общерусская государственная эмблема, появился лишь в 1497 году на печати московского князя Ивана III.

  • Двуглавый орел у славян и на Востоке вообще означал старую как мир идею "охраны справа и слева, с той и другой стороны". Одновременно, "орел" воспринимался как знак самой высокой власти, ибо с 1434 года он стал официальным гербом Священной Римской Империи. В Византии двуглавый орел был знаком императорского двора и родовым гербом Палеологов.

  • К XIV веке знаки князей на печатях и монетах потеряли личностный характер и стали восприниматься как эмблемы княжеского рода и территории его владения. Тверской Великокняжеский Дом первым на Руси выдвинул патриотическую программу единения общерусских сил против монголо-татарских захватчиков. Соперником Твери стала Москва. Смена эмблематических сюжетов на монетах и печатях двух общерусских центров, указывает на разные формы "оправдания" той или иной политической ориентации.

  • Если Москва в борьбе с Тверью опиралась на татарскую вооруженную силу, то Тверь занимала "пролитовскую" позицию. "Даже до князя Михаила Борисовича и со времени князя Ярослава Ярославича потомки его, называясь Великими князьями Тверскими, оные с Великими князьями Московскими жили в непрестанном несогласии, и по большей части литовской, нежели российской стороны держались", - так оценивает современник тверскую политику. В 1485 году Тверь пала. "Не боярская измена, а важность выражения великорусского племени в московской политике более верно определяет причины падения Твери".

  • Совершенно новый рисунок Тверская эмблема получила в ХVI веке. На государственной печати Ивана Грозного 1577 года она изображена в виде медведя, стоящего на четырех лапах. Поразителен тот факт, что смоленская эмблема изображает корону на престоле, именно то, что в XVII веке станет территориальной эмблемой Твери. Либо резчик перепутал рисунки, либо на печати представлены не эмблемы территорий, а символы идей. Изображения животных в давние времена нередко сочетались с толкованием присущих им качеств: лести, коварства, храбрости, мудрости, хитрости. Эти качества прикладывались к поведению человека. Источниками таких толкований служили старинные книги "Физиолог", "Шестоднев", "Псалтырь". В средневековой символике медведь нередко олицетворял сатану. В росписях Страшного Суда он символизировал Персидское, а иногда Римское царство. Такое отрицательное значение медведя могло быть связано с отношением Ивана IV к Тверской земле как центру смуты и политических претензий. Но, скорее всего, рисунок медведя на государственной печати был точным отражением пролитовской линии бывшего Великого княжества Тверского. Еще в 1404 году на печати литовского князя Витаутаса тверские земли обозначались изображением медведя.

  • "Бунташный" XVII век придал совершенно новый смысл тверской геральдике. На завесе (покровце) трона царя Михаила Федоровича Романова тверская эмблема представляла собой "стул без спинки, на нем корона". Надпись гласила: "печать тферская". В 1666 году по заказу царя Алексея Михайловича в Оружейной Палате было изготовлено Большое Государственное гербовое знамя, на котором среди прочих помещено изображение: "престол без степени, на престоле лежит венец царский". Известен и автор тверской эмблемы, - Станислав Лопуцкий, "живописного дела мастер". Вместе с учениками Ивашкой Безминым и Дорошкой Ермолиным он и нарисовал тверскую эмблему.

  • В 1672 году в России был составлен первый русский гербовник - "Титулярник" с портретами правителей и гербами разных царств и земель. Необходимость составления такой книги диктовалась трудностями Посольского Приказа в правильном и последовательном написании титулов европейских монархов. Большое место в "Титулярнике" занимали эмблемы и печати русских владений. Тверская эмблема описана как "стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом: "Тверъский". Писали тверской герб золотописцы Оружейной Палаты Григорий Благушин, Федор Лопов, Матвей Андреев.

  • Тремя годами спустя, в 1675 году тверская эмблема появляется на золотой тарелке царя Алексея Михайловича, представляя собой "стул с короной: печать тверская". Этот рисунок и герб "Титулярника" заметно отличаются от варианта 1666 года. Сохраняя верность основной идее - трону и короне, художественные достоинства и авторство эмблем различные. Известно, что с 1667 года место живописных дел мастера в Оружейной Палате занял Данила Вухтерс, который по собственному признанию Станислава Лопуцкого "живописного дела знает лучше". С этого времени тверская эмблема стала "канонической" для последующих изображений вплоть до начала XVIII века. Именно такой, как в "Титулярнике", она представлена на рисунке печати из дневника иноземца И. Г. Корба.

  • Каков же смысл тверской эмблемы и ее значение в символике русского государства? Особое место XVII века в нашей истории характеризуется не только укреплением экономических связей территорий, но и быстрым становлением новой национально - государственной идеи. Четко складывается образ России как сильной православной державы, духовного светильника всего христианского мира. На первый план в таком государстве выступает царь, как всевластный самодержец. Постепенно он становится символом Российского государства, живым воплощением его славы и могущества, Для обоснования высокого авторитета русского монарха нужно было создать громкий титул царя, необходимый при дипломатических сношениях. Этот титул иллюстрировали эмблемы присоединенных земель, царств и княжеств. Изображение короны на тверской эмблеме указывало на то, что русское государство состоит из бывших "венценосных" земель, равных королевствам на Западе. Еще в начале XIV века Великий князь Михаил Ярославич Тверской назывался самодержцем, царем всея Руси, и первым на Руси надел царский венец. Стул (трон) на эмблеме символизировал не только место для сидения, но и воспринимался как "стол", как "владение" и "княжество".

  • Несколько иной характер тверская эмблема приобретает в начале XVIII века в процессе создания собственно городских гербов. Их появление связано с целым рядом нововведений Петра 1. Российский реформатор придавал большое значение различным эмблемам, символам и аллегориям. Они использовались в медалях, фейерверках, украшали триумфальные арки. Но чаще всего городские эмблемы изображались на военных знаменах. По военной реформе полки русской армии размещались в городах. Каждому полку надлежало иметь на своем знамени герб города-места дислокации.

  • Первоначально гербы на знаменах рисовали "не по правилам". Так, на знаменах тверских пехотного и драгунского полков 1712-1727 годов тверская эмблема представлена следующим образом: "знамя зеленое с изображением в верхнем углу у древка золотого трона под короною". Тверской герб этого периода метко прозвали "колоколом", ибо он на корону походил мало.

  • Для правильного рисования гербов в 1722 году было создано специальное учреждение - Герольдмейстерская контора. На должность составителя гербов был приглашен из Франции знаток геральдики граф Франциск Санти. Он и стал автором нового варианта Тверского герба. Изменение внешнего вида тверской эмблемы объяснялось "европейзацией" геральдических форм при сохранении русской идеи прежнего символа. Рисунок короны и подушки Санти взял из книги "Символы и Емблемата" изданной в 1705 году. Напись под рисунком была довольно загадочная: "Прелестная вещь".

  • В конце 20-х - 30-х годов XVIII века созданием городских гербов занимались два учреждения - Военная Коллегия и Академия Наук. Работой руководил обер-директор над фортификациями всей России генерал граф Бурхард Кристоф Миних. В 1729 году живописец Андрей Баранов представил рисунки знамен для 85 полков, в том числе и Тверского. Высочайшим Указом новый вариант тверской эмблемы был утвержден 8 марта 1730 года со следующим описанием: "на серебряном стуле на зеленой подушке золотая корона, поле красное". В знаменном гербовнике тверской герб помещен в золотом картуше, увенчанном царской короной. Интересен и необычен еще один вариант тверской знаменной эмблемы, известный по рукописи "Гербовник 1755 года и Бибиковы знамена". Представленный проект выглядит так: "знамя розовое, в тумбе крест золотой и тумба золотая, кругом шесть звезд золотых".

  • Постепенно, несмотря на свое "военное назначение", герб стал все чаще связываться с городом, как особой самостоятельной административной единицей. Городские гербы помещались на печатях, монетах, официальных документах. Но лишь в последней четверти XVIII века городской герб окончательно переместился из военной сферы в административную. Новгородский губернатор Я.Е.Сивере подал Екатерине II идею о необходимости пожалования герба каждому городу, как символа его прав и привилегий. На волне массового пожалования гербов 10 октября 1780 года был утвержден и герб Твери со следующим описанием: "в красном поле на зеленой подушке золотая корона".

  • После утверждения герб стал обязательным атрибутом городских печатей и знаков должностных лиц, нередко появляясь на страницах различных изданий в новых формах. Герб Тверской губернии без украшений стал помещаться в "вольной" части щита новых гербов уездных городов.

  • В середине XIX века одним из первых был составлен герб Тверской губернии, утвержденный 8 декабря 1856 года. Он представлял собой "в червленом поле золотой трон, на нем царская на зеленой подушке корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою". Корона на новом гербе напоминала известную шапку Мономаха - древнейшую регалию русских царей. Составил этот герб герольдмейстер Бернгард Васильевич Кене. 10 февраля 1859 года он же составил и герб губернского города Твери. Изображение в щите практически копировало геральдический рисунок герба губернии. Но вот щит стал увенчиваться "царскою шапкою в виде венца Мономахова и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою". Этот вариант тверского герба остался мало известен для широкого круга горожан. Еще менее известным остался геральдический проект Б. В. Кене для губернского административного центра, сделанный в 1882 году.

  • Изменение изображения в XIX веке было продиктовано не только идеологическими, но и политическими мотивами. Сквозь образ "европеизированной" Петром I России, постепенно начинал проявляться самобытный национальный лик Святой Руси. (Обращаясь к прошлым национальным ценностям, правительство не могло оставить для духовного и исторического центра русского народа "европейский" рисунок герба.) Дом Святого Спаса получил истинно русскую, исторически и национально осмысленную эмблему - герб Твери. Решением Тверского городского Совета народных депутатов от 16 ноября 1990 года восстановлен официальный статус исторического герба города Тверь, утвержденного в 1780 году.