Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери за 2024 год
1. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери за 2024 год, подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положения о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, во исполнение Программы на 2025 год профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери, утвержденной приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 12.12.2024 № 243-ОД.
2. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
3. Целями обобщения правоприменительной практики являются:
- принятие контролируемыми лицами мер по предотвращению нарушения обязательных требований;
- обеспечение доступности сведений об обобщении правоприменительной практики путем их размещения на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Органом местного самоуправления города Твери, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля в городе Твери, является Администрация города Твери в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее – контрольный орган).
От имени контрольного органа муниципальный жилищный контроль осуществляют уполномоченные должностные лица контрольного органа, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, в должностные обязанности которых входит осуществление муниципального жилищного контроля.
5. В 2024 году муниципальный жилищный контроль осуществлялся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле в городе Твери», с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», посредством проведения профилактических и контрольных мероприятий соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных:
6. Профилактические мероприятия проводились в соответствии с утвержденной Программой на 2024 год профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери, в соответствии с которой контролируемым лицам объявлено 304 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.tver.ru размещены:
- Программа на 2024 год профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери;
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального жилищного контроля;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа за 2023 год;
- доклад о состоянии муниципального жилищного контроля за 2023 год.
7. Согласно части 2 статьи 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в редакции, действующей до 28.12.2024), в случае, если положением о виде муниципального контроля предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с Положением о муниципальном жилищном контроле в городе Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 01.12.2021 № 258, при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям не применяется.
В связи с этим, при осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери, плановые контрольные мероприятия не проводились.
Согласно части 3 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае, если положением о виде муниципального контроля предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.
При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) в 2024 году в рамках видов муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», внеплановые контрольные мероприятия проводятся исключительно по установленным Постановлением № 336 основаниям, одним из которых, при условии согласования с органами прокуратуры, является непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
В 2024 году внеплановые выездные проверки не проводились.
В условиях действующих ограничений на проведение внеплановых контрольных мероприятий, контрольным органом проводились внеплановые контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами: проведено 188 выездных обследований.
8. Предметом наиболее часто проводимых контрольных мероприятий без взаимодействия является несоблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в части содержания общего имущества многоквартирного дома (62% от общего количества проведенных контрольных мероприятий).
Анализ выявленных нарушений обязательных требований показал, что наиболее часто встречаемыми нарушениями обязательных требований также являются нарушения в части содержания общего имущества многоквартирного дома – 81% от общего количества выявленных нарушений обязательных требований.
По предмету муниципального жилищного контроля конкретные нарушения обязательных требований можно распределились следующим образом (от общего количества выявленных нарушений обязательных требований):
1) ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов – 81%, из них:
- непредоставление или неисполнение планов-графиков подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях 2024-2025 годов – 49%;
- отсутствие договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования – 10%;
- ненадлежащее содержание крыш – 8%;
- иные нарушения обязательных требований в части содержание общего имущества многоквартирных домов – 23%.
2) предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества – 19%;
Причинами, факторами и условиями, способствующими возникновению указанных типичных нарушений обязательных требований контролируемыми лицами, являются:
- неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательных требований;
- несоблюдение предельных сроков устранения выявляемых недостатков в содержании общего имущества многоквартирных домов;
- непроведение плановых осмотров общего имущества многоквартирных домов (весна, осень);
- ненадлежащая подготовка жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период;
- несвоевременное реагирование на обращения граждан.
При этом необходимо обратить внимание на следующее.
При осуществлении муниципального жилищного контроля в городе Твери в 2024 году случаев нарушений обязательных требований, повлекших причинение вреда жизни, здоровью граждан, не установлено, 81% выявленных нарушений обязательных требований контролируемыми лицами устранены.