«Потребительские права в цифровую эпоху» - девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2017 году

14 марта, 20:21

Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого 15 марта.

В 2017 году CI призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложила тему «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».

В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.

Дистанционная торговля предоставляет возможность гражданам, не выходя из дома (офиса), выбрать и приобрести необходимый товар с определенными качественными и техническими характеристиками, а также по минимальной цене, сохранив личное время. Дистанционным способом продажи свою деятельность осуществляют тысячи различных Интернет-магазинов, торгующих абсолютно всем: продуктами питания, бытовой техникой, мебелью, парфюмерно-косметическими товарами, одеждой, обувью и пр.

По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.

Продажа товаров «через Интернет» регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612.

Что же должны знать граждане о своих правах при приобретении товаров дистанционным способом?

Во-первых, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его получения, а после получения товара при наличии всех данных продавца - в течение 7 дней. В случае отсутствия информации о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества срок возврата увеличивается до 3 месяцев с момента передачи товара. Возврат такого товара возможен в том случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца, такие как: товарный чек, квитанция или накладная.

Во-вторых, при отказе от товара продавец не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования должен возвратить сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку возвращенного товара. Помимо этого, при обнаружении недостатков в товаре, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В-третьих, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом,

- соразмерного уменьшения покупной цены,

- замены на товар аналогичной или другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.

При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Отказаться покупатель вправе и от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом при не урегулировании спора в досудебном порядке. При этом обращаем внимание, что в соответствии со статьей 40 названного Закона Управление Роспотребнадзора по ходатайству потребителя может быть привлечено судом для дачи заключения по делу.

Обращаем внимание на произошедшие изменения в законодательстве о порядке осуществления государственного контроля (надзора).

Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения Управлением Роспотребнадзора внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем факта того, что до обращения в Управление он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Дополнительно информируем о функционировании государственного информационного ресурса (ГИС ЗПП), который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав и поможет в полной мере реализовать право на получение консультационной помощи. На сайте (http://zpp.rospotrebnadzor.ru) размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки, обучающие видеоролики и многое другое.

Также сообщаем, что в департаменте потребительского рынка и рекламы администрации города Твери ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, работает «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей.

Телефоны «горячей линии»: 8(4822) 42-30-24, 8(4822) 42-45-82.

Часы работы «горячей линии»:

- понедельник - четверг с 9.00 до 18.00;

- пятница с 9.00 до 16.45, перерыв с 13.00 до 13.45.

Департамент потребительского рынка и рекламы