3 мая 2022 года вступила в силу для России Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 года (далее – Конвенция), согласно пункту 1 статьи 12 которой, зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью 300 и более, плавающего под флагом государства участника, должен, для покрытия своей ответственности за удаление затонувшего судна, осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности.
В силу пункта 2 статьи 12 Конвенции зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью 300 и более, плавающего под флагом государстваучастника, должен получить свидетельство, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения за удаление затонувших судов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 336.12 Кодекса торгового мореплавания условия (далее – КТМ РФ), порядок выдачи и проверки свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Так, во исполнение статьи 336.12 КТМ РФ, 1 сентября 2023 года вступил в силу приказ Минтранса России от 31.01.2023 № 28, который утверждает Правила, определяющие условия, порядок выдачи и проверки свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов (далее – Правила).
Согласно Правилам для получения свидетельства заявитель должен представить капитану морского порта заявление, которое составляется в произвольной форме.
Заявление представляется заявителем капитану морского порта непосредственно либо направляется почтовым отправлением или по адресу электронной почты (при наличии). В заявлении в обязательном порядке указывается: 1) название судна и его позывной сигнал; 2) валовая вместимость судна; 3) национальность судна; 4) порт регистрации судна; 5) идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией (ИМО номер судна). 6) полное наименование заявителя (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физического лица); 7) адрес регистрации по месту жительства заявителя (для физических лиц), адрес в пределах места нахождения (для юридических лиц); 8) вид обеспечения и срок действия обеспечения страхования или иного финансового обеспечения ответственности за удаление затонувших судов; 9) полное наименование, адрес страховщика (страховщиков) и (или) гаранта (гарантов), представившего (предоставивших) финансовое обеспечение.
К заявлению прилагается заверенная подписью и печатью (при наличии) заявителя копия документа, свидетельствующего о наличии страхования или иного финансового обеспечения за удаление затонувших судов и содержащего сведения об обеспечении ответственности собственника судна за удаление затонувших судов в соответствии с требованиями статьи 12 Конвенции. Представляемые документы должны быть составлены на русском языке или содержать перевод текста документа на русский язык.
Капитан морского порта в течение трех рабочих дней со дня получения заявления и копий документов проверяет соответствие заявления требованиям Правил и наличие копий документов, в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
- несоответствие заявления требованиям Правил;
- непредставление копий документов, предусмотренных Правилами;
- подача заявления неуполномоченным лицом;
- несоответствие представленных оригиналов документов их копиям, представленным капитану морского порта в соответствии с Правилами.
Свидетельство оформляется капитаном морского порта в день принятия решения о выдаче свидетельства. Оригинал свидетельства хранится у капитана морского порта до выдачи свидетельства заявителю, но не дольше срока его действия. Также, стоит отметить, что организация и осуществление проверки свидетельства осуществляются в рамках государственного портового контроля за судами, предусмотренного статьей 79 КТМ РФ.
В рамках государственного портового контроля капитан порта проверяет:
- наличие свидетельства на судне валовой вместимостью 300 и более;
- соответствие данных о судне (название судна, позывной сигнал, порт (место) регистрации, ИМО номер судна) данным, указанным в свидетельстве.
В случае обнаружения несоответствия данных, указанных в свидетельстве, фактическим данным судна капитан морского