Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять обращения в управляющие организации.
Такие обращения могут быть связаны как с выполнением управляющей организацией лицензионных требований, так и с соблюдением последней иных требований по управлению многоквартирными домами.
В письме, утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 05.06.2019, Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что если управляющая компания не рассматривает заявления (обращения) собственников и пользователей помещений или делает не в установленном порядке, то она может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ (нарушение правил управления многоквартирными домами) или по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований).
Квалификация действий (бездействия) управляющей организации, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, зависит от существа такого заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.
Следует отметить, что требования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на управляющие организации не распространяются, так как правоотношения собственника или пользователя помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично-значимых функций. Управляющие организации не подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ.